- Втягивающее реле стартера не втягивает – проверяем и ремонтируем своими руками
- Как проверить втягивающее реле стартера?
- Какой вид реле подлежит ремонту?
- Другие возможные неисправности
- Подключение после ремонта
- Как проверить втягивающее реле
- Как проверить реле стартера
- Как завести двигатель при наличии проблемы со стартером и втягивающим реле?
- Замкнуть стартер напрямую
- Раскрутка колес
- С «толкача»
- ЗАМЕНА
- Схема подключения четырехконтактного реле 12 вольт
- Диагностика, проверка и ремонт
- Выбор нового втягивающего реле
- Признаки и причины выхода из строя реле
- Прозвон реле и соединительных проводов
- Способы устранения неисправности
- Ремонт втягивающего реле стартера
- Неисправности стартера
- Типы втягивающих реле и их производители
- Проверка со снятым стартером с помощью мультиметра
- Ремонт втягивающего реле стартера
- Диагностика без снятия стартера с применением мультиметра
- Назначение и принцип работы втягивающего реле
- Как правильно снимать со стартера
Втягивающее реле стартера не втягивает – проверяем и ремонтируем своими руками
Доброго времени суток дорогие водители! Многим приходилось переживать неприятные моменты, когда машина отказывалась выезжать в нужный момент. Если электрическая сеть в порядке и аккумулятор заряжен, виновником может быть стартер и его периферийные устройства, реле стартера и реле намотки (тяговое.
Если новые и новые попытки дождаться запуска двигателя только заканчиваются тишиной, то правильно готовиться к капитальному ремонту.
Сам стартер имеет довольно простое устройство, как правило, с подробной инструкцией под рукой, разобраться в этой проблеме сможет даже неопытный автомобилист. Самое проблемное — снять и установить стартер.
Для начала необходимо определиться, в каком месте искать поломку. Первыми на пути электрического тока находятся выключатель зажигания и пусковой выключатель, который находится на крыле под капотом автомобиля.
Вы должны быть виноваты в них, если стартер не издает звука. Если вы слышите щелчок или шум вращающегося вала, причина неисправности в другом месте электрической цепи.
Для начала нужно проверить заряд аккумулятора, потому что он тоже может вызвать проблемы. Если замена аккумулятора или использование стартового зарядного устройства не увенчались успехом, необходимо надеть защитную одежду и отвести автомобиль на ямы.
Как проверить втягивающее реле стартера?
И сам стартер, и соленоидное реле используют в своей работе принцип электромагнетизма. Когда на обмотки подается напряжение, электромагнитное реле притягивает якорь, который толкает рабочую шестерню бендикса до тех пор, пока она не войдет в зацепление с венцом маховика. При этом замыкаются контакты, через которые на пусковые обмотки подается напряжение. Все процессы происходят практически одновременно и взаимозависимы. Если функция упадет с цепи, автомобиль не заведется.
Выход из строя ретрактора может происходить по следующим причинам:
- истощение контактных пластин (пятаков) внутри реле;
- сгорание реле или катушки стартера;
- усталость материалов и их разрушение.
Проверить реле стартера можно еще до того, как стартер будет снят с автомобиля. Специалисты рекомендуют закрыть два контактных болта сзади металлическим предметом или куском проволоки.
В этом случае напряжение подается непосредственно на обмотки стартера, минуя обмотки электромагнитного реле. Если стартер начинает вращаться, это полезно, и причина неисправности действительно кроется в реле.
Если при попытке повернуть ключ в замке зажигания срабатывает втягивающее устройство, стартер не крутится, возможно, реле исправно и причину неисправности нужно искать в стартере.
Какой вид реле подлежит ремонту?
В автомобиле могут быть установлены реле одного из двух типов: складные и несъемные. Если в машине есть реле второго типа, не всегда можно отремонтировать его своими руками.
Неразъемное реле можно ремонтировать только в случае перегорания контактных пластин. Если одна из обмоток вышла из строя или произошло короткое замыкание, отремонтировать уже не удастся, только замена детали.
Важно! В случае самостоятельного ремонта при снятии реле рекомендуется промаркировать клеммы, чтобы не перепутать их при установке механизма на место. Кроме того, не лишним будет почистить и обезжирить контакты на реле и стартере.
Другие возможные неисправности
С помощью мультиметра вы определили целостность катушек и силовых контактов. Все цепи в порядке, но электромагнитное реле все равно выходит из строя. Значит, есть и другие причины неудач партии. Последняя электрическая неисправность, не проверенная мультиметром, — это короткое замыкание между витками катушек. И эту поломку не исправить, придется покупать новую деталь.
Механические деформации определяются только при раскрытии самой детали. Но не все конструкции поддаются разборке, очень часто приходится менять сборку.
Подключение после ремонта
Некоторые автовладельцы почему-то неуверенно подключают узел после выполнения на нем определенных ремонтных манипуляций. Чтобы все прошло гладко, нельзя забывать и отмечать отключенные клеммы. Но при установке стартера на место лишних проблем не возникнет. Перед подключением все контакты необходимо очистить и обезжирить специальным средством.
Проверить, отремонтировать и установить тяговое реле может любой автовладелец. Работа простая и занимает совсем немного времени. Единственный нюанс — это расположение стартера в конструкции автомобиля, насколько удобно его держать.
Как проверить втягивающее реле
Проверить БП можно двумя способами: не снимая с автомобиля и сняв вместе со стартером. Если вы предполагаете, что где-то в цепи пропадает сигнал от замка, сначала сделайте нормальный тест на машине, затем по результатам узел можно удалить и точнее проверить мультиметром.
Управление без выхода из автомобиля:
- Поставьте машину на ручной тормоз, убедитесь, что он стоит на нейтрали.
- Включите зажигание, оставьте ключ в замке.
- Снимаем разъем (тонкий провод) с клеммы управления БП).
- Отверткой закройте клемму с помощью верхнего болта питания (плюс от АКБ).
Если автомобиль впоследствии заводится, проблема в цепи управления (импульс от замка не доходит до клеммы). Если стартер дальше щелкает, но не крутится, проверьте устройства отдельно. Для этого «привод» необходимо отсоединить от корпуса стартера (проще снять их вместе с автомобиля, а потом отсоединить).
Проверить после удаления:
- Включите мультиметр в режим звуковой «композиции».
- Подключите датчик устройства к клемме управления.
- Второй — с нижним силовым болтом (щеткодержатель).
- При наличии сигнала обмотка втягивающего устройства цела.
- Оставив первый зонд на клемме, второй прикрепите к корпусу.
- При наличии сигнала удерживающая катушка также исправна.
- Установите устройство вертикально на анкер кабелями вверх.
- Поместите щупы на болты, один сверху и один снизу.
- Нажмите на реле, сдвинув якорь полностью вниз.
- Если звук есть, силовые клеммы замыкаются нормально, пластина работает.
- Если нет звука, но доска издает числа, это не сработает. Причина — внешнее сопротивление.
Проверка соленоидного реле мультиметром
При обнаружении хотя бы одной неисправности деталь заменяется на новую или известную. Если обе катушки целы и пластина нормально закрывает «пятак», остается проверить силу, с которой запчасть перемещает плунжер якоря. Для этого сначала измерьте свободный ход плунжера, вставив реле на место в корпусе, до тех пор, пока кольцо штекерного рычага не будет плотно соприкасаться с кольцом, и измерьте с помощью линейки расстояние между корпусом электростартера и втягивающим устройством. Извлеките деталь, утопите плунжер до соприкосновения пружины, теперь отложите расстояние, полученное на плунжере, от края корпуса. Отметьте (маркером или шилом).
Контроль силы:
- Закрепите два провода одним концом на земле (корпусе) детали.
- Подключите один из этих проводов к отрицательной клемме аккумулятора.
- Ставим аккум плюс третий провод с вилкой.
- Одной рукой прижмите деталь к поверхности, «сжимая» поршень на отметке.
- Вставьте штекер в разъем 50.
- Прикоснитесь концом незакрепленного кабеля (от корпуса) к нижнему болту подачи.
- Если сердечник превышает сопротивление и всасывается, проблем нет, соленоидное реле исправно.
Чтобы оценить усилие, необходимо надежно закрепить устройство (через кольцо на анкере) на твердой и плоской основе. Поверхность не должна проводить электричество, например деревянный стол или стол, покрытый картоном.
Как проверить реле стартера
Во-первых, проблему неисправности двигателя можно найти в поврежденной проводке. Поэтому проверку следует начинать именно с нее. Если все исправно, проверьте реле стартера. Скорее всего, это просто не сработает.
В первую очередь нужно проверить, слышен ли щелчок при включении ключа зажигания. Его отсутствие говорит о том, что сам механизм реле стартера не работает. В этом случае требуется полная замена устройства.
Если вы слышите щелчок, но двигатель не запускается, проверьте работоспособность контактных пар. Для этого вытащите клемму отверткой и закройте клеммой стартера. В этом случае должен пропасть ток, а при срабатывании мотора контактные пары не повреждаются, а проблема заключается в других деталях.
Кроме того, полная проверка реле стартера включает проверку напряжения, поскольку недостаток энергии вызывает недостаточное вращение маховика и, следовательно, невозможность запуска двигателя. В этом случае вам понадобится специальный мультиметр. Один зонд должен быть подключен к положительной клемме, а другой — к земле. Затем следует повернуть ключ зажигания и посмотреть показания мультиметра. Если они ниже доступной скорости, значит, для запуска двигателя недостаточно напряжения.
Все эти процедуры можно проводить, не снимая стартер с автомобиля, что облегчает работу. Однако если требуется тщательный осмотр реле с его снятием, помните о правилах безопасности. Крутящий момент достаточно сильный, поэтому лучше всего поставить агрегат на землю на безопасном расстоянии
Также будьте осторожны при разборке деталей, так как неправильный осмотр может привести к серьезным травмам
Кроме того, не лишним будет провести полную диагностику автомобиля с помощью персонального сканера. Например, это можно сделать с помощью недорогого мультибрендового устройства Rokodil ScanX.
Устройство проанализирует данные и в случае ошибок укажет проблемный элемент. С помощью такой диагностики можно обнаружить дефекты подвески, шин, рамы и мостового блока. Сканер совместим с большинством автомобилей 1996 года выпуска с разъемом ODB2. Информация отображается на экране телефона или планшета с подробным описанием неисправности.
Как завести двигатель при наличии проблемы со стартером и втягивающим реле?
При неработающем пусковом механизме у автовладельца есть возможность запустить силовой агрегат. Есть несколько способов запустить двигатель.
Замкнуть стартер напрямую
Пример запуска рассмотрен на автомобиле ВАЗ 2110:
- Рычаг переключения передач в салоне находится в нейтральном положении. Рычаг стояночного тормоза поднят.
- Система зажигания активируется поворотом ключа в выключателе. Подкапотное пространство автомобиля открывается, под капотом производятся следующие действия.
- Разбирается устройство воздушного фильтра. Он убирается в сторону, чтобы водитель мог получить доступ к контактным элементам стартового блока.
- Чип, который идет на контактную составляющую, выключен.
- С помощью любых металлических изделий, например, отвертки, замыкаются контактные элементы выводов пускового блока. Можно использовать кусок кабеля.
- После замыкания контактов пусковой механизм должен начать скользить, что приведет к запуску двигателя. При этом важно, чтобы аккумулятор был заряжен.
После завершения действия микросхема ставится и фильтрующее устройство также собирается заново. Такие шаги позволят в будущем запустить силовой агрегат. Но поскольку проблема остается, ее все равно нужно будет решать.
Раскрутка колес
Реализация этого способа возможна только на переднеприводных автомобилях, оборудованных механической коробкой передач:
- Автомобиль установлен на домкрат, одно из передних колес должно висеть.
- Подвешенное колесо поворачивают наружу до упора. Если это левое колесо, оно поворачивается влево, вправо, вправо соответственно.
- На поверхность шины наматывается трос, который используется для буксировки. При ее отсутствии допускается использование прочной веревки. Обернуть необходимо 3-4 слоя, при этом не менее одного метра веревки или кабеля должен оставаться свободным.
- Рычаг переключения передач переведен на третью скорость.
- Ключ в замке зажигания поворачивается.
- Затем нужно сильно натянуть конец веревки или троса, это делается для разматывания колеса. Не рекомендуется выполнять это задание стоя на одном месте; вам следует сделать небольшой разбег.
- Если силовой агрегат автомобиля запустился, включается нейтральная скорость. Для этого необязательно нажимать педаль сцепления. Мы должны дождаться остановки колеса автомобиля.
- Затем домкрат ослабляют и колесо опускают на землю.
С «толкача»
Реализация «старомодного» метода от «толкателя» выглядит следующим образом:
- Для выполнения задания вам понадобится помощник. Вы можете действовать в одиночку, если машина находится на склоне.
- Ручка стояночного тормоза опущена.
- Ключ повернут в режим зажигания, селектор передач установлен в третье положение.
- Значит, машину нужно толкать. Если есть помощник, водитель сидит в салоне и ждет, пока скорость не станет не менее 10-30 км / ч. Педаль сцепления автомобиля должна быть нажата.
- После увеличения скорости педаль немного опускается, при этом водитель нажимает на акселератор. Когда двигатель запустится, вы можете переключиться на нейтраль и остановиться, чтобы дождаться его прогрева.
ЗАМЕНА
Где находится реле стартера на ВАЗ 2114, мы разобрались, теперь осталось выяснить, как его можно поменять. Есть два варианта замены этой детали:
- С снятием и установкой самой пусковой установки;
- Не снимая стартер.
В любом случае следует запастись необходимыми инструментами:
- Комбинированный ключ на 13;
- Отвертка (лучше несколько — крестообразная и шлицевая);
- Ключ на 10.
Связка ключей — всегда должна быть в наличии
Рассмотрим, как происходит замена втягивающего реле на ВАЗ 2114 при снятии и установке стартера (кстати, заменить его намного проще):
- Снимите клеммы аккумуляторной батареи;
- Откручиваем два болта крепления корпуса воздушного фильтра (поз. 10);
- Отсоедините разъем датчика расхода воздуха (DFID);
- Откручиваем хомут воздушного шланга и разбираем корпус;
- Вытаскиваем микросхему провода реле втягивающего (держится на пластиковом зажиме);
- Ключом на 13 открутите фиксирующую гайку плюсового вывода;
- Откручиваем крепеж самого стартера (фиксируется тремя гайками 13);
- Вытащим механизм;
- На снятом пусковом устройстве отключаем провод на крышке БП, идущий к обмотке статора, ключом на 13;
- Отверткой откручиваем три винта крепления БП и разбираем это устройство.
Теперь нужно установить новую деталь и собрать все в обратном порядке. Вот и все, замена втягивающего на ВАЗ 2114 завершена. Конечно, вы можете попытаться вставить все крепежные винты реле на место, не снимая стартер, но как легче снять это устройство, решать только вам.
Схема подключения четырехконтактного реле 12 вольт
Начинающим автоэлектрикам и людям, модифицирующим свой автомобиль, часто бывает сложно понять фразу «подключить через реле». Что означает подключение реле и как это делается? Давайте разберемся.
Прежде чем изучать схему подключения любого автомобильного устройства, использующего реле, необходимо знать, что вообще такое реле и как оно работает. Разобравшись в принципе работы этого нехитрого устройства, разобраться, как его подключить, будет намного проще.
Общее значение релейной связи — нагрузка на коммутатор, который управляет устанавливаемым оборудованием. Все мощные потребители электроэнергии в автомобиле (например, фары, стартер, бензонасос, обогрев заднего стекла, электроусилитель руля) подключаются через реле. Благодаря этому управлять этими устройствами можно с помощью маленьких красивых кнопок вместо грубых и крупных переключателей. Также в некоторых случаях реле экономит на проводах.
Реле подключается к «разрыву» электрической цепи. Рассмотрим установку реле на примере бензонасоса. Питание на него подается от блока управления двигателем (далее ЭВМ), и для того, чтобы рейки компьютерной платы выдерживали ток, потребляемый насосом, их следует сделать слишком мощными. Сильный ток, протекающий рядом с чувствительными электронными компонентами компьютера, может повлиять на их работу. Во избежание подобных проблем между компьютером и бензонасосом установлено реле, причем компьютер подключен не к помпе, а к этому маленькому «помощнику».
Реле как бы разделяет провод от блока предохранителей к насосу на две части, которые могут замкнуться внутри реле при подаче напряжения на управляющие контакты магнита. Как уже было сказано в статье про релейное устройство, управляющий ток очень мал и никак не может нанести вред компьютеру. Компьютер подает напряжение на управляющие контакты реле и уже «подключает» внутри него силовую цепь и подключает топливный насос.
По такому же принципу устанавливается реле на любом другом потребителе электроэнергии в автомобиле. Рассмотрите возможность подключения противотуманных фар.
Провода противотуманных фар идут от блока предохранителей, но попутно проходят через реле. Кнопка на торпеде управляет включением / выключением фар. При нажатии на один из управляющих контактов реле подается напряжение и замыкается цепь питания — загораются лампы фар. Второй управляющий контакт реле — «масса», то есть через него напряжение идет на кузов, создавая электрическую цепь.
Используя эту схему, вы можете подключить практически любое мощное устройство и управлять им с помощью маленькой симпатичной клавиши. В некоторых случаях реле может стать спасением от производственных браков. Так, например, в ВАЗ-2106 ток, идущий на реле втягивающего стартера через замок зажигания, быстро приводит к неисправности контактной группы замка. Устраняют эту проблему установкой промежуточного реле и заменой питания соленоидного реле. После капремонта через контактную группу замка начинает проходить слабый управляющий ток, а реле уже подключает мощный блок питания к стартеру.
Я предполагаю, что вы не знаете, как подключить ПТФ в автомобиле, где они не предусмотрены, и я объясню, чтобы было легче понять, как подключить штатную кнопку заднего противотуманного фонаря.
1. Противотуманные фары подключаются через защиту (предохранитель) и силовое реле (4 пин реле света) 2. Ищем где хотим получить 12+ в машине для света. Я рекомендую отрезать самый толстый (красный) провод на блоке предохранителей и взять свой. Только сварка. Если нет сварных швов, все плохо, где-то что-то пойдет не так, машина тоже может сгореть. 3. Возьмем предохранитель. На авторынках есть навесные предохранители, 10 грн за штуку. 4. Подключаем силовое реле. Имеет 4 контакта. Они подписаны числами. 4.1 Контакт 30. Здесь подключаем провод после предохранителя 4.2 Контакт 87. Здесь подключаем провод напрямую к ПТФ 4.3 Контакт 86. Подключаем провод здесь и зацепляем его на массу, на ближайший к реле болт. 4.4. Контакт 85. Это самая интересная часть. Это управляющий контакт. Когда 85 становится 12+, контакты 30 и 87 замыкаются, как выключатель. 4.4.1 Проще: Вытащить кнопку ПТФ. Не снимайте блок. 4.4.2 Берем мультиметр, к корпусу цепляем провод, только на точку из нержавейки. 4.4.3 Включите габариты и фары. Только в этом случае задние ПТФ заработают. 4.4.4 Сейчас мы проводим эксперимент. Отключаются ПТФ — где у нас +, на каких потоках. Нашли сохраненные / зарегистрированные, и мы поняли, что они нам не нужны. 4.4.5 Включаем кнопку и смотрим где 12+ появилось после включения. 4.4.6 Нашли? Потом прикручиваем и натягиваем на 85 штифт.
Диагностика, проверка и ремонт
Наиболее частые места, где обнаруживается причина всех проблем с запуском двигателя, — это тяговое реле, якорь, пятак, затяжка, бендикс, щетки генератора.
Это связано с максимальной нагрузкой на генератор при запуске двигателя. По обмотке «проходит» электрический ток в сотни ампер. На сегодняшний день специального оборудования для определения исправности генератора нет. Для этого используется мультиметр.
Перед проверкой тягового реле проводится проверка узла пускового механизма и определяется возможная неисправность.
- Заводят машину и слушают работу. Если вы слышите повторяющиеся щелчки, стартер исправен и реле необходимо отремонтировать.
- Откройте капот и подключите оба контакта на стартере. Если он продолжает работать (раскручиваться), значит реле втягивающего устройства действительно неисправно.
- В случае сложного положения стартера для его обслуживания остается только взять механизм и разобрать его.
Совет. При выполнении операций на работающем оборудовании необходимо соблюдать меры безопасности, чтобы избежать травм.
- Устройство очищается от грязи, а контакты обрабатываются наждачной бумагой.
- Стартер кладут на открытую поверхность и подключают к источнику питания (аккумуляторной батарее). Реле должно включиться с характерным щелчком, иначе его нужно заменить. Дело в том, что большинство моделей автомобилей имеют в своей комплектации неразборные агрегаты.
Основное требование — соблюдать точную последовательность операций, в противном случае другие системы могут быть повреждены или повреждены. Последовательность работы следующая:
- отключить питание от АКБ;
- провести тщательную очистку агрегата;
- открутить фиксатор (гайку) щеток;
- необходимо снять клемму с болта;
- отсоедините массу автомобиля от электромагнитного клапана, открутив крепежные винты;
- откручиваем гайки на концах стартера и разъединяем его пополам
- заменить сердечник;
- все операции выполняются в обратном порядке.
После сборки обязательно провести испытания, запустив механизм несколько раз. Если все прошло удачно, можно отправиться в путешествие.
Стартер с тяговым реле считается одним из важных элементов системы зажигания. Без него машина не заводится. Поэтому водитель обязан ознакомиться с устройством и принципом работы механизма, чтобы своевременно устранить неисправность своими руками без посторонней помощи. Фото с подробным описанием замены стартера представлены на специализированных сайтах в Интернете, посвященных автомобильной тематике.
Выбор нового втягивающего реле
Это был самый простой способ выбрать новое тяговое реле в офлайн-магазинах. Сегодняшний интернет-магазин стал намного проще и легче найти. При выборе нового соленоидного реле помните следующее:
- Реле, которое вы найдете в электронных каталогах, не всегда соответствует стартеру. Стоит в первую очередь поискать оригинальное реле стартера, установленное в вашем автомобиле, и только потом подбирать аналоги этого реле, если оно вам показалось слишком дорогим;
- Укажите геометрию заказываемого реле. Именно здесь оффлайн-магазины оказываются наиболее надежными — старое реле можно взять с собой и сравнить с найденным;
- Заранее стоит купить 2 пары медных гаек и шайб, которыми лучше закрепить новую деталь. Запас этих «мелочей» рано или поздно окажется чрезвычайно полезным.
Особое внимание желательно уделить выбору соленоидного реле. Даже если у вас оригинальный стартер, на аналогичной модели автомобиля другого года выпуска стартер может быть другим — пара реле, установленных на агрегатах, не будет взаимозаменяемой. Именно по этой причине нужно руководствоваться VIN-кодом или параметрами и кодом имеющегося стартера и электромагнитного реле.
Признаки и причины выхода из строя реле
Если реле сломано, вам подскажут следующие признаки:
- при попытке запустить двигатель ключом он не запускается или запускается только после двух-трех попыток;
- после запуска двигателя слышен гул. Это означает, что стартер вращается с большей скоростью, хотя этого не должно быть.
Если наблюдается хотя бы один из этих признаков, то это повод насторожиться. Реле может скоро сломаться. Это происходит по нескольким причинам:
- одна или обе обмотки сгорели или сломались одновременно;
- деформация возвратной пружины внутри механизма;
- произошло короткое замыкание внутри детали на одной из обмоток;
- поверхность контактных пластин уменьшилась или они полностью выгорели.
Разобравшись в причинах выхода реле из строя, ремонт займет меньше времени, так как сразу понятно, где искать неисправность.
Прозвон реле и соединительных проводов
Электросхема автомобиля и мнемоническая схема положения реле необходимы для последующей диагностики генератора. Двигатель запускается двумя способами. Во-первых, управляющий ток на электромагнитное реле идет от контактов замка зажигания.
Во втором, более современном варианте используется специальное реле стартера, которое подает соответствующий ток. Работоспособность реле можно проверить мультиметром, в режиме вольтметра. Напряжение, измеренное на обмотке, должно составлять +12 В.
Затем начинают осматривать сам генератор. Его можно разместить между радиатором и двигателем или возле маховика. Все проводники, идущие от стартера, должны быть заглушены. Это два провода: один сечением 25 мм2 на щетке генератора, а второй управляет электромагнитным реле.
Способы устранения неисправности
Если при осмотре выявлено короткое замыкание, проще сразу заменить деталь на новую. Для восстановления нормальной проводимости по «никелю» и устранения поломки уплотнительной обмотки в месте крепления — демонтировать запчасть, сняв клеммы, очистить медь от оксида, смонтировать и растянуть крепеж.
Электромагнитное реле в зависимости от производителя и года выпуска бывает разборным (крышка силового контакта крепится винтами) и цельным (вкрученным в металл корпуса). Диагностика деталей обоих типов может производиться без вскрытия, но с ремонтом — одна проблема: в «неразъемных» корпусах очень сложно собрать точно и легко повредить при сборке. Треснувшая крышка — непригодна для дальнейшего использования. Если у вас мало опыта точной работы с электромеханическими устройствами, проще купить новое реле, очевидно, в рабочем состоянии.
Ремонт втягивающего реле стартера
Если вы пришли к выводу, что вышло из строя тяговое реле стартера, его необходимо отремонтировать. Сразу хотим отметить, что в большинстве случаев заменить этот элемент намного проще, чем восстановить его работоспособность.
Многие производители делают неразборные реле, чтобы сделать эту сборку максимально надежной. В таких ситуациях достаточно просто поменять соленоидное реле на новое. Если у стартера вашего автомобиля есть складное реле, вы можете отремонтировать его самостоятельно. Часто реле выходит из строя по следующим причинам:
- механическая трансмиссия изношена и вышла из строя;
- в обмотке произошло короткое замыкание;
- Горят «пятаки» или контакты.
определить каждую из вышеперечисленных неисправностей можно после разборки. Правда, для определения целостности обмоток понадобится омметр. При измерении сопротивления между концами провода и корпусом этот показатель должен быть не менее 10 кОм. В противном случае обмотки были замкнуты, поэтому за новым реле придется идти в магазин.
Установка нового или восстановленного реле производится в порядке, обратном разборке. На этом этапе у многих автолюбителей возникает проблема, как подключить реле стартера. Во избежание подобных проблем рекомендуется заранее пометить отключенные клеммы. Перед установкой реле не забудьте тщательно очистить контакты и обезжирить их.
Неисправности стартера
Одна из составляющих электрооборудования автомобиля — стартер. Без него двигатель не запускается. Но, как и любой другой узел, он имеет свойство порваться. Чтобы избежать крайних последствий возможных неисправностей, стоит прислушиваться к каждому выезду, чтобы вовремя замечать первые названия возможной поломки. Практически любой автомобилист может это сделать самостоятельно, поэтому приобретать для этого абонемент в сервисный центр не нужно.
Существует несколько неисправностей стартера, из-за которых запуск двигателя невозможен:
1. При включении стартера не вращается якорь и не срабатывает тяговое реле. Внешне такой разрыв можно определить по характерному липкому звуку. Причинами такой неисправности могут быть, например, полная разрядка АКБ, окисление полюсных выводов на АКБ, слабая затяжка наконечников на АКБ, обрыв провода или отключение со стороны стартера у тягового реле, заклинивание якоря и короткое замыкание между катушками.
В этом случае для установления достоверной причины потребуется провести полный анализ стартера, исключив более простые варианты из возможных причин.
2. При включении стартера якорь не работает или сильно вращается, при условии исправной работы втягивающего реле. Распространенными причинами могут быть нормальный ожог коллектора или короткое замыкание между его пластинами, износ щеток или их подвески, износ втулок якоря, банальный разряд аккумулятора или окисление контактов, размыкание в обмотка статора, смещение якоря и короткое замыкание между открытыми витками в его обмотке.
3. При включенном стартере наблюдается вращение якоря, но поступательных вращательных движений на коленчатом валу нет. Основные причины — выход из строя буферного кольца или приводного кольца сцепления, пробуксовка свободного хода на сцеплении, тугое движение или заедание якоря стартера.
4. После запуска двигателя стартер не отключается. Это связано с заклиниванием рычага привода или тягового реле, заклиниванием тягового реле, поломкой возвратной пружины замка зажигания, наклоном стартера. В любом случае при возникновении такой проблемы необходимо немедленно выключить зажигание и отсоединить провод, ведущий непосредственно к реле стартера.
5. Появление различных необычных шумов объясняется износом втулок подшипников, ослаблением муфты стартера, поломкой крышки, повреждением зубьев шестерни или венца маховика.
Типы втягивающих реле и их производители
Кратко коснемся втягивающих реле, используемых на автомобилях ВАЗ. Они делятся на четыре типа:
- для безредукторных стартеров моделей ВАЗ 2101-2107 («Классик”);
- для безредукторных стартеров моделей ВАЗ 2108-21099;
- для стартеров ВАЗ всех моделей;
- для редукторов стартера АЗД (применяется в моделях ВАЗ 2108-21099, 2113-2115).
Также, как уже было сказано выше, они делятся на складывающиеся и нескладывающиеся. Старые модели складываются. Новое и старое взаимозаменяемы.
Для автомобилей ВАЗ втягивающие реле выпускают следующие предприятия:
- Завод им. А.О. Тарасова (ЗиТ), Самара, РФ. Реле и пускатели выпускаются под брендами «КАТЭК» и «КЗАТЭ”.
- БАТЭ. Борисовский завод электрооборудования автомобилей и тракторов (Борисов, Беларусь).
- Компания «Кедр» (Челябинск, РФ);
- Динамо ад, Болгария;
- Искра. Белорусско-словенская компания, производственные мощности которой расположены в городе Гродно (Беларусь).
При выборе того или иного производителя необходимо учитывать тот факт, что наиболее качественными и популярными брендами являются «КАТЭК» и «КЗАТЭ». Также помните, что если на вашем автомобиле установлен стартер АЗД, то для них подойдут «родные» реле, произведенные этой же компанией. То есть они несовместимы с продукцией других фабрик.
Проверка со снятым стартером с помощью мультиметра
Эта проверка соленоидного реле позволяет проводить очень точную внутреннюю диагностику и определять состояние обмоток и контактов. Разборка стартера в зависимости от марки автомобиля проводится по-разному. Для ВАЗ 2110 эту процедуру проводят со дна ямы. Перед тем, как открутить крепеж, снимите провода (клеммы лучше пометить, чтобы не перепутать при сборке), возможно, придется снять защиту картера.
Для начала подаётся напряжение от АКБ на клеммы корпуса и реле, срабатывание сопровождается характерным щелчком и видимым движением штока. Дальнейшие проверки проводятся с помощью мультиметра, который переключается в режим измерения сопротивления и выбирается диапазон 200 Ом.
Сначала проверяется работоспособность катушек втягивания и уплотнения. Для этого один из щупов подключается к земле, второй — последовательно с контактами. Показание составляет 2 Ом. Отклонение показаний прибора от заданного значения является признаком обрыва или короткого замыкания в цепи. Для проверки силовых контактов извлеките сердечник из корпуса реле и снимите возвратную пружину, затем снова вставьте сердечник. Центральный стержень с некоторой силой прижимается к столу, и сопротивление между контактами заменяется. Сопротивление примерно 1,5 Ом.
Ремонт втягивающего реле стартера
Для начала предлагаем посмотреть видеоинструкцию, как самостоятельно заменить соленоидное реле, потом мы расскажем, как его отремонтировать.
В зависимости от производителя стартеры комплектуются разборным или неразборным соленоидным реле. Чтобы решить проблему неразборного предмета, вам просто нужно приобрести новую деталь. Осталось открутить два болта крепления, снять неисправное реле и установить на его место новое (см. Видео выше).
В случае разборного электромагнитного реле его можно попробовать отремонтировать. Ремонт такой:
- Откручиваются винты крепления крышки корпуса.
- Иногда бывает необходимо дополнительно отпаивать концы обмотки.
- Снятие крышки открывает доступ к поиску возможной проблемы — это силовые контакты, которые можно износить или сжечь:
- в первом случае поможет замена контактов,
- во втором случае проблему можно решить с помощью наждачной бумаги.
- Теперь осталось собрать втягивающее реле и проверить его работоспособность.
- Отремонтированный стартер устанавливается на месте, после чего вы можете проверить его работу.
Диагностика без снятия стартера с применением мультиметра
Для этого мультиметром (тестером) сначала последовательно измеряется напряжение на выводах АКБ, отключенных от бортовой сети автомобиля. Это примерно 12,7 В. Если прибор показывает менее 12 В, батарея считается очень разряженной и не подходит для дальнейших проверок.
Далее восстанавливается штатное кабельное соединение и измеряется напряжение на выводах АКБ и контактах реле. По сравнению с предыдущим случаем он изменяется не более чем на 0,1 В и будет одинаковым в обеих контрольных точках. Переместите ключ в исходное положение. Напряжение на контактах реле не должно опускаться ниже 12 В. В противном случае скорее всего неисправны соединительные провода, возможно, перегорел один или несколько контактов в цепи протекания тока.
Назначение и принцип работы втягивающего реле
На большинстве автомобилей втягивающее устройство смонтировано в блоке со стартером и предназначено для управления односторонним сцеплением. На конце муфты находится шестерня, которая при пуске вращает маховик двигателя, но при его работе такое вращение недопустимо, так как приводит к выходу из строя стартера или бортовой электросети, если стартер начинает работать в генераторном режиме.
Для этого мотовило выдвигает сцепление только тогда, когда необходимо запустить двигатель, после чего он возвращается в исходное положение, выводя шестерню из зацепления с маховиком. Особенностью реле барабана является то, что стартер может работать только тогда, когда он активирован. Это сделано для исключения изломов зубьев в момент встречи шестерен вращающейся муфты и маховика.
Внутри реле находится катушка с якорем, на которую после замыкания цепи действует ток. Магнитное поле, создаваемое вокруг катушки, перемещает якорь к ней, сжимая возвратную пружину и толкая рычаг, который перемещает свободное колесо. При запуске двигателя электрическая цепь катушки размыкается, напряженность магнитного поля исчезает и возвратная пружина толкает якорь с муфтой в исходное положение.
Как правильно снимать со стартера
Чтобы проверить соленоидное реле мультиметром, нужно снять его со стартера и обязательно отметить положение якоря относительно корпуса. Это важно, потому что в некоторых случаях точка крепления бендикса имеет необычную форму. Если при сборке перевернуть другой стороной, могут возникнуть проблемы в ее эксплуатации.
Вы можете постучать по головкам винтов молотком, если не можете их сдвинуть. Откручивая шурупы отверткой, помните о технике безопасности. Никогда не держите деталь левой рукой по направлению отвертки. Иначе, вырвав отвертку из винта, всем усилием правой руки вы вонзите в левую руку острый металлический наконечник.
Мультиметром легко пользоваться, особой опасности в приборе нет. Переключим устройство в режим «dial-up». Проверяем каждую обмотку отдельно.