Датчик детонации двигателя (устройство, неисправности и проверка)

Содержание
  1. Чем опасна детонация для двигателя?
  2. Причины детонирования топлива
  3. Чем опасно детонационное сгорание и что его может вызвать
  4. Принцип работы датчика детонации
  5. Как с этим бороться?
  6. Видео: Датчики детонации
  7. Устройство датчика детонации
  8. Природа и причина возникновения явления детонации
  9. Разновидности и совместимость
  10. Конструкция и принцип действия датчика детонации
  11. Определение неисправности датчика по поведению автомобиля
  12. Предохранительные меры
  13. Симптомы неисправности
  14. Детонация в двигателе: откуда она берется и чем грозит
  15. Пальчики стучат?
  16. Опережаем зажигание
  17. Распространенное заблуждение
  18. Вред детонации
  19. Условия для детонации
  20. Система самодиагностики
  21. Предназначение и типы датчиков детонации двигателя
  22. Датчик детонации двигателя автомобиля и его назначение
  23. Описание датчика детонации
  24. Принцип работы ДД
  25. Назначение датчика детонации
  26. Катализаторы детонации
  27. Проверка датчика детонации
  28. Видео: Датчик детонации ДД Проверка не снимая с авто
  29. Зажиганием управляет процессор
  30. Сломался датчик – ну, и что же?
  31. Типичные неисправности
  32. Особенности V-образных ДВС
  33. Ремонт или замена
  34. От чего зависит появление детонации
  35. Типы: резонансные и широкополосные
  36. Как диагностировать поломку ДД
  37. Для чего нужен датчик детонации и его виды
  38. Последствия выхода устройства из строя
  39. Где располагается ДД
  40. Проверка с использованием мультиметра или стрелочного тестера
  41. Видео о том, как проверить механизм
  42. Требуемые инструменты

Чем опасна детонация для двигателя?

Чтобы эффективно преобразовать возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала, максимальное давление в камере сгорания во время рабочего хода должно достигаться примерно через 15-20 ° после верхней мертвой точки (ВМТ). В этом случае топливовоздушная смесь срабатывает за счет разряда дуги искры зажигания, а скорость распространения фронта пламени не превышает 30-40 м / с.

детонация топлива в камере сгорания двигателя

В случае чрезмерного нагрева воздуха в конце такта сжатия, появления в камере сгорания частиц с чрезмерно высокой температурой, топливная смесь самовоспламеняется. В этом случае скорость распространения фронта пламени достигает 2000 м / с. Такая взрывная детонация приводит к увеличению нагрузки на детали кривошипно-шатунного механизма (КШМ) и цилиндро-поршневого агрегата (ЦПГ). Эффекты детонации:

  • прогорание клапана и поршня;
  • разрушение поршневых перегородок;
  • прогорание прокладки головки блока цилиндров;
  • местный перегрев поршней, стенок цилиндров и относительная потеря упругости поршневых колец;
  • ускоренный износ деталей ЦПГ. Взрывное горение разрушает масляную пленку, вызывая сухое трение;
  • отлив электрода свечи зажигания.

Причины детонирования топлива

  1. Несоответствие октанового числа бензина степени сжатия в двигателе.
  2. Небольшое количество свечей накаливания. Самовоспламенение топливных групп происходит от контакта с горячим электродом.
  3. Время раннего зажигания.
  4. Отложения в камере сгорания. При большом скоплении нагара на поршнях и клапанах площадь камеры сгорания уменьшается, что, естественно, приводит к увеличению степени сжатия. Детонация также может появиться из-за контакта топливных групп с перегретыми частицами масляных отложений.
  5. Смесь слишком бедная. Избыточный воздух ускоряет окислительную реакцию топлива с кислородом и увеличивает риск самовоспламенения смеси.

Чем опасно детонационное сгорание и что его может вызвать

Детонация двигателя — это неконтролируемое сгорание топливовоздушной смеси в цилиндрах двигателя. Такое нарушение может привести к «мини-взрывам». Еще раз повторяю: если топливо в камерах обработано правильно, скорость распространения пламени не превышает 30 м / с. При подрыве показатель значительно увеличивается в отдельных, буквально критических ситуациях, достигает 2500 м / с. Такие нагрузки на цилиндры и поршневой узел приводят к серьезным повреждениям через 5-6 тыс. Км. Именно предотвращение таких ситуаций обеспечивает датчик.

Частота и риски детонации при работе ДВС напрямую зависят от трех основных факторов:

  1. Состав бензина. Первый и самый главный показатель. Современные двигатели особенно чувствительны к октановому числу топлива, и это легко объяснить. Именно этот показатель напрямую отражает способность жидкости не вызывать детонацию. Качественное топливо значительно продлевает срок эксплуатации двигателя и отдельных его модулей. Хороший бензин не будет расходовать ресурс фильтров, используемых слишком интенсивно, что приведет к меньшему негативному воздействию на металлические части двигателя.
    неисправность датчика детонации
    Бензин низкого качества может вызвать детонацию
  2. Условия работы двигателя внутреннего сгорания. Детонация часто возникает при работе двигателя с определенными нагрузками на отдельных передачах, когда при сгорании образуются топливные кластеры неправильной пропорции.
  3. Неправильные параметры зажигания (угол опережения и сроки подачи топливной смеси).
  4. Экстремальные нагрузки при низких оборотах двигателя.
  5. Неисправности системы охлаждения. В этом случае происходит сильный нагрев деталей двигателя и возгорание от нагара.
  6. Конструктивные особенности двигателя внутреннего сгорания. Часто автомобили могут работать только на бензине 95 или 98. Это связано с тем, что двигатели имеют максимальную степень сжатия. При использовании некачественных ТВС увеличивается вероятность детонации. Не менее важны форма камеры сгорания и днища поршня, положение свечей зажигания. Чтобы не вызывать поломки, стоит использовать топливо с указанным производителем октановым числом. Эта информация находится на лючке топливного бака. При этом заливать не только 92 вместо рекомендуемых 95, но и 98 опасно.

измерить все риски, связанные с использованием транспортного средства, просто невозможно. Вот почему на помощь приходят сенсоры. Отдельный модуль оценивает риск детонации и контролирует работу двигателя. Чтобы иметь возможность своевременно обнаружить проблему, стоит внимательно изучить ее конструкцию и понять принцип работы.

Влияет ли датчик детонации на расход топлива? Определенно да. В случае поломки интенсивность расхода топлива увеличивается.

Ударные волны снимаются со стенок камер цилиндров, что не может полностью снизить силу детонации и защитить другие элементы от мощной ударной волны, соответственно энергия пройдет мимо них, оставив разрушительный след. Что будет, если датчик детонации не сработает? Все близлежащие элементы получат серьезную нагрузку, связанную с нисходящей волной.

как датчик детонации влияет на работу двигателя
Последствия детонации двигателя

Со временем взрывы детонации приводят к оплавлению днища поршня и истощению клапана. В двигателе могут появиться стуки, шумы, повысится его рабочая температура. Это связано с повторяющейся деформацией от ударов и перегрева. Не исключено возникновение неисправностей во всех узлах, расположенных в непосредственной близости от ударной волны. Этот эффект приводит к потере системы и ускорению ее износа.

Если есть какие-либо признаки неисправности датчика, следует провести проверку. Если это подтверждает неисправность, указывается заменяемый модуль. В этом случае придется потратиться на дорогой и сложный ремонт.

Самая главная опасность неисправности датчика детонации заключается в том, что даже его полный выход из строя не повлияет на остановку ДВС. Двигатель продолжит работу, это быстро приведет к износу, как если бы он работал дольше, чем был на самом деле.

Принцип работы датчика детонации

Работа датчика основана на характеристике пьезоэлектрических материалов по преобразованию механической энергии давления, действующей на них, в разность потенциалов на их противоположных сторонах. Ударная волна, возникающая при детонации, приводит к колебаниям стенок двигателя и деформации пьезоэлемента. Изменение формы последнего вызывает появление напряжения, которое используется в качестве выходного сигнала датчика детонации. Величина напряжения прямо пропорциональна силе колебаний, действующей на чувствительный элемент.

В зависимости от типа электронной схемы, используемой для усиления и преобразования сигнала, различают резонансные датчики и широкополосные датчики. Первый тип измерителя предполагает превышение порогового уровня только на детонационной (резонансной) частоте. Такие датчики устанавливались на первых версиях двигателей ВАЗ с системой впрыска топлива. В широкополосных измерителях амплитуда выходного напряжения превышает пороговый уровень в определенном диапазоне частот, возникающих в двигателе при детонации.

Как с этим бороться?

Один из простейших способов устранения ударов — изменение угла стрельбы. Ведь этот параметр существенно влияет на работу силового агрегата. При позднем зажигании топливо не успевает закончиться полностью, что влияет на мощность, реакцию дроссельной заслонки и расход топлива. А при раннем угле зажигания возникает горение по детонации — топливо заканчивается раньше, что приводит к появлению ударных нагрузок на поршневой узел и кривошипно-шатунный механизм.

В карбюраторных автомобилях детонация устранялась поворотом трамблера с обеспечением последующего зажигания.

В современных инжекторных автомобилях невозможно вручную изменить угол атаки, так как регулировка этого параметра осуществляется электронной системой управления двигателем. По сути, автомобиль сам регулирует зажигание, чтобы обеспечить максимальную мощность при минимально возможном расходе топлива. Кроме того, это достигается при несколько раннем зажигании, когда угол установлен так, чтобы не происходило детонационное возгорание. Но как уже было сказано, возникновение этого эффекта зависит от многих факторов.

Видео: Датчики детонации

Устройство датчика детонации

Устройство широкополосного датчика детонации:

  1. Контактные шайбы, являющиеся выводами для регистрации напряжения.
  2. Пьезоэлектрический элемент.
  3. Инерционная масса, действующая на чувствительный элемент при вибрации.
  4. Пружина Бельвилля, гарантирующая прилегание инерционной массы к чувствительному элементу.
  5. Крепежный болт.
  6. Рамка.
  7. Электрический разъем.

типы датчиков детонации
Устройство ДД резонансного типа:

  • резьбовой корпус;
  • пьезоэлектрический кристалл;
  • весна;
  • шунтирующий резистор;
  • электрический разъем;
  • мобильная поддержка;
  • резистор.

Датчик детонации двигателя расположен непосредственно в блоке, возле одного из цилиндров. На V-образных двигателях будет как минимум 2 датчика, соответственно по одному на каждую головку блока цилиндров.

Природа и причина возникновения явления детонации

Оптимальный режим сгорания в бензиновом двигателе напрямую зависит от октанового числа топлива и момента зажигания. При несоблюдении хотя бы одного из условий происходит детонационное возгорание, что приводит к серьезным неисправностям и даже поломкам.


Детонация в двигателе — это явление, при котором бензин в цилиндре самовоспламеняется до того, как свеча зажигания дает искру, а затем воздушно-топливная смесь самопроизвольно воспламеняется раньше времени, когда поршень все еще движется вверх. Это приводит к плавлению или истощению поршневого узла, выходу клапана из строя, а это дорогостоящий капитальный ремонт двигателя. Причин взрыва двигателя может быть несколько:

  1. Низкокачественный деоктановый бензин.
  2. Проблемы при работе двигателя: изменение степени сжатия, неисправные свечи зажигания, перекос опережения зажигания, нагар на свечах зажигания, неудовлетворительное качество топливовоздушной смеси.

Разновидности и совместимость

Казалось бы, конструкция всех датчиков детонации одинакова, и поэтому все они должны быть совместимы. Однако на самом деле все будет сложнее. Количество клемм на датчике всегда два. Но форма разъема может отличаться. И что самое главное, внутреннее электрическое сопротивление тоже разное:

  • Датчики, предназначенные для двигателей ВАЗ, имеют практически бесконечное сопротивление (не поддаются измерению);
  • Типичное сопротивление DD для Subaru и Nissan составляет 500 — 560 кОм;
  • Сопротивление DD Hyundai составляет 5 МОм.

Сенсорные модули также могут различаться по форме:

Датчики детонации для легковых автомобилей

Три разных датчика DD

Если говорить о китайских автомобилях, можно узнать вот что:

  • Для всех двигателей Lifan подходит DD с номером LF479Q1-3612200A или LF479Q3-3612200B;
  • Деталь с обозначением LBA3612400B1 — оригинальный DD Lifan;
  • ДД «0261231176» (двигатель ЗМЗ-405/409 ЕВРО-3) будет полностью совместим с датчиком Lifan;
  • Электрически, но не через разъем, он совместим с «Лифаном» и датчиком ЗМЗ-406 (ЕВРО-3).

Конструкция и принцип действия датчика детонации

Поскольку в конструкции чаще встречается первый вариант, дальше будет рассмотрен именно он.

Он состоит из двух половин корпуса: внешней и внутренней. В последнем есть отверстие под крепежный болт. Внутри корпуса установлена ​​пьезокерамическая шайба, соединенная с проводами, ведущими к контактам, изолятор и стальная гиря. На выходе проводов установлен регулирующий резистор.

Работает все так: при нормально поставленном зажигании нет детонации, а значит нет усиления вибрации. Вес практически не влияет на пьезоэлемент, поэтому он практически не генерирует электрический импульс, а если и есть, то незначительный и резистор не пропускает его.

Когда происходит детонационное возгорание, вибрация силовой установки значительно увеличивается, поэтому усиливается воздействие веса на пьезокерамическую шайбу, что увеличивает величину электрического импульса. При достижении определенного значения он пробивает резистор и попадает в электронный блок, который уже производит измерения, уменьшая угол опережения.

То есть все довольно просто: увеличивается вибрация — угол уменьшается, и зажигание становится запаздывающим, и детонации с ним не происходит. Несмотря на простоту принципа действия, этот датчик очень важен, так как защищает двигатель от отрицательных рабочих параметров.

Определение неисправности датчика по поведению автомобиля

Во-первых, изменения в поведении автомобиля говорят о неисправности ДД. Хозяин может испытывать один или несколько симптомов:

  • повышенный расход топлива;
  • загорается индикатор неисправности блока управления;
  • снижение мощности двигателя;
  • выхлопные газы более дымные;
  • машина потеряла обороты и плохо реагирует на педаль газа;
  • при движении постоянно слышен звук детонации;
  • двигатель работает с частым перегревом.

Предохранительные меры

Сигнал от датчика отправляется на ECM. Детонация в двигателе — причина резкого отката момента зажигания в сторону запаздывания. При последующих циклах двигателя угол постепенно уменьшается до тех пор, пока детонирующее сгорание не будет зарегистрировано снова. Часто при взрыве двигателя происходит не только откат УОЗ (момент зажигания), но и обогащение топливовоздушной смеси. Таким образом можно адаптироваться к изменяющимся рабочим параметрам, сохраняя при этом максимальный КПД двигателя.

Симптомы неисправности

При выходе из строя датчика двигатель переходит в аварийный режим, устанавливая УОЗ с задержкой. Неисправность датчика детонации проявляется пропаданием мощности, увеличением расхода топлива, спадает при резком нажатии на газ. Если двигатель по каким-то причинам не переведен в аварийный режим, при движении под нагрузкой и попытках резкого разгона будет слышен характерный металлический дребезг.

Детонация в двигателе: откуда она берется и чем грозит

На карбюраторных машинах детонация была частым гостем. К тому же ее внешность порой даже была желанной! Ниже показано, как это было использовано для достижения оптимальной настройки двигателя.

Пальчики стучат?

Давайте определимся, что такое детонация и чем она вызвана.

Любой, кто когда-либо слышал о гражданской обороне и защите от ядерного взрыва, помнит, что одним из последствий этого взрыва является ударная волна. Кстати, мы также сталкиваемся с ударной волной во время полета сверхзвукового самолета. Короче говоря, это волна, которая распространяется в определенной среде (в нашем случае в воздухе) со скоростью звука. При столкновении с любым препятствием — будь то стена или фронтоны — он оказывает ощутимое воздействие. Напомним, что скорость звука в воздухе обычно принимается равной 330 м / с.

Теперь сделаем поход по цилиндру двигателя, в момент включения рабочей смеси. Если горение протекает обычным образом, скорость распространения фронта пламени и, как следствие, повышения давления невелика (обычно до 50 м / с). Но бывает, что создаются условия для горения на более высоких скоростях. Повышение давления происходит со скоростью звука в данной среде. А это уже гораздо более высокие значения, чем на открытом воздухе, потому что температура в баллоне заметно выше. Я не буду загружать формулы, но поверьте, скорость звука увеличивается пропорционально температуре.

Итак, если фронт пламени распространяется со скоростью звука, то ударная волна, обладающая значительной энергией, заставляет детали двигателя издавать звуки, которые мы называем детонирующими ударами. Вообще, самое короткое и правильное определение детонации — «горение ударного фронта». Звук, конечно же, не из поршневых пальцев. Из-за этого зазоры настолько велики, что если бы они были, то пальцы очень быстро ломались в штатных режимах работы. Характерный звук издается от стенок камеры сгорания при контакте с сильной волной давления. Можно ли этого избежать? Жестяная банка.

Опережаем зажигание

Как раньше регулировали угол опережения зажигания? Для этого изменен первоначальный угол установки переключателя-распределителя. Не вдаваясь в конструкцию этого довольно сложного и капризного агрегата с центробежным и вакуумным регулятором, отметим, что его первоначальная установка сильно повлияла на мощность и экономические характеристики двигателя.

Значит, нужно было как можно быстрее поставить зажигание, но не доводя дело до громкого взрыва. Таким образом регулировку обычно проверяли на ходу: полностью прогретый двигатель, скорость 40 км / ч, четвертая передача, педаль акселератора до земли. В этом случае должно было быть слышно лишь несколько взрывов, напоминающих звук гаечного ключа в верхней части двигателя. По мере ускорения автомобиля детонация должна была исчезнуть. Практически все бензиновые двигатели «любят» ездить с первым возможным зажиганием, и только детонация, на которой ездить недопустимо, ограничивает это в этом.

На запуск детонационного режима горения повлияло множество факторов. Даже небольшой перегрев двигателя, а также изменение температуры окружающей среды и, конечно же, качества бензина ускорили его появление. В конце концов, привычные нам термины — восьмидесятый, девяносто второй, девяносто пятый — это октановые числа топлива! А по детонационной стойкости бензин девяносто пятого и девяносто восьмого выше, чем у устаревших восьмидесятых.

Так было до появления инжекторных двигателей с «интеллектуальной» системой управления, имеющей больше цепей обратной связи.

Распространенное заблуждение

В свое время, в девяностых годах прошлого века, я изучал все тонкости инжекторных двигателей на примере французского двухлитрового двигателя F3R, устанавливаемого на автомобиль «Святогор» производства АЗЛК.

Осознав все это, мы отключили датчик от двигателя, но оставили его подключенным к ЭБУ. То есть система думала, что все в порядке, но взрыва не слышала! И тут предмет зазвонил, как медный колокол.

Вред детонации

Взрывы, конечно, научились использовать в мирных целях, но в случае детонации этот трюк не работает. Двигатель не подходит для взрывного горения: ему нравится относительно медленное и плавное протекание процесса. Детонация ускоряет износ деталей кривошипно-шатунного механизма (ломает, в том числе, те самые пальцы поршня, с которых началась легенда о стуке пальцев.). Кроме того, поверхность поршня повреждается и эрозия возникает не только из-за повышения температуры: ударные волны буквально крошат поверхность поршня и разрушают перемычки между поршневыми кольцами.

Условия для детонации

Детонацию обычно можно услышать:

  • на очень горячем двигателе (на холодном двигателе не дождетесь детонации);
  • на автомобиле на низкооктановом бензине;
  • при высокой нагрузке и очень низкой скорости.

Вероятность детонации выше для двигателя, который долгое время работал с минимальными нагрузками и, следовательно, страдал от интенсивных отложений нагара в цилиндрах. По-настоящему современные инжекторные двигатели, не подвергшиеся тонкой настройке и имеющие функциональную систему управления, только «тянут» на самых низких оборотах. При условии, что машина оборудована механической коробкой передач — автомат не допустит выхода из таких режимов.

Часто слышу, как, маневрируя во дворе, в жару заезжает Ford Focus 2, работая в такси (вы сами понимаете, какое топливо). А у нас был на тесте кроссовер Lada XRAY с двигателем 1,8 производства АВТОВАЗа при прогреве и заливке горючего на левой «заправке» начинал с силой взрываться.

Вроде бы все. Похоже, это явление практически устарело. Сегодня найти откровенно плохой бензин становится все труднее, а машины с механикой продаются с каждым годом все реже, чем с легковой машиной. Вы когда-нибудь сталкивались с детонацией и ее последствиями?

Система самодиагностики

Поскольку датчик детонации влияет на исправность двигателя, в ECM современных автомобилей есть продвинутая система самодиагностики. ЭБУ двигателя не только обнаруживает детонирующее сгорание, но и «слушает» фоновый шум работающего двигателя. Если уровень шума датчика детонации ниже порогового значения в течение 10 секунд или более, ошибка датчика регистрируется в энергонезависимой памяти ЭБУ. Каждому типу обнаруженной неисправности присваивается определенный код, который может быть прочитан диагностическим прибором.

Благодаря резистору, встроенному в цепь управления, контроллер ЭСУД может обнаруживать обрыв цепи и замыкание на массу. В этом случае возможна как неисправность датчика детонации, так и проблема с проводкой. Поскольку сигнал датчика важен не только для обслуживания двигателя, но и для контроля уровня токсичности выхлопных газов, ошибки по нему сопровождаются индикатором Check Engine на приборной панели.

Предназначение и типы датчиков детонации двигателя

Для исключения детонации в двигателе необходим датчик (ДД). Его единственная цель — выявить эту проблему в цилиндрах двигателя и подать соответствующий импульс на электронный блок управления. Автоматически меняет угол опережения, уменьшая его, а последующее зажигание исключает детонацию. Помимо прямого функционирования, датчик детонации влияет на две основные характеристики двигателя:

  1. по мощности двигателя;
  2. для экономичного расхода топлива.

Датчик позволяет автоматически устанавливать угол зажигания при запуске двигателя, поэтому вы можете быстро запустить его в любую погоду.

Принцип действия датчика детонации заключается в реагировании на ударную волну, возникающую в камере сгорания при детонации. В результате генерируется больше вибрации, а благодаря пьезоэлектрическому элементу механическая энергия преобразуется в электрический разряд, который является сигналом для ЭБУ.

Есть два типа датчиков:

  1. Широкополосный доступ — самый распространенный тип. Устанавливается на блок цилиндров обычным болтом, визуально представляющим большую шайбу, с тросом;
  2. Датчики резонанса аналогичны датчикам давления моторного масла, которые также навинчиваются на блок. Они менее распространены, но также используются на таком популярном бренде, как Toyota.

типы датчиков

Датчик детонации двигателя автомобиля и его назначение

Датчик детонации используется для своевременного обнаружения неоптимального сгорания топливовоздушной смеси. Излучаемый им сигнал поступает на блок управления, который регулирует работу двигателя, чтобы не было детонации.

Описание датчика детонации

Детонация — серьезное отклонение от нормы в работе силового агрегата, которое выражается во взрывном характере воспламенения рабочей смеси в камере сгорания. Это нежелательное явление, которое влияет на поршни, цилиндры, элементы головки блока цилиндров и другие компоненты силовой установки. Для своевременного обнаружения этого явления используется специальный счетчик. Он получил название датчика детонации.

Принцип работы ДД

Принцип действия большинства датчиков детонации основан на использовании пьезоэффекта. Рабочий элемент счетчика имеет способность образовывать разность потенциалов при воздействии внешних сил. Устройство DD различной конструкции показано на изображении ниже.Датчик детонации сконструирован таким образом, что чутко воспринимает внешние воздействия. Благодаря этому он обнаруживает малейшие изменения в работе двигателя. Детонация всегда сопровождается вибрациями, которые улавливаются ДД.

Назначение датчика детонации

Основное назначение ДД — своевременное обнаружение детонации и, как следствие, максимальное продление ресурса двигателя. Ресурс двигателя — это первое, на что влияет счетчик.

При работающем двигателе возникает вибрация. Он постоянно преобразуется в сигнал определенной амплитуды и частоты. Как только происходит биение, вибрация силового агрегата становится намного сильнее. Пьезоэлектрический элемент определяет это, и соответствующий сигнал начинает поступать в электронный блок управления двигателем. Согласно предопределенным алгоритмам, ЭБУ устраняет детонацию, о которой сигнализирует DD.

Во время детонации мощность силового агрегата снижается и по корпусу проходит неприятная вибрация. Это снижает комфорт езды. Своевременное обнаружение датчиком зарождающейся детонации в результате не только увеличивает ресурс ДВС, но и делает управление автомобилем более приятным.

Катализаторы детонации

Все двигатели в большей или меньшей степени подвержены детонации. Необходимо знать факторы, влияющие на усиление детонации, и постараться их нейтрализовать. Это включает:

  • Низкая устойчивость к детонации топлива;
  • Конструктивно-функциональные характеристики двигателя внутреннего сгорания и характер его взаимосвязи с остальным автомобилем. К таким факторам относятся: степень сжатия поршневой смеси, характеристики самой камеры, расстояние до свечей зажигания и многие другие обстоятельства;
  • Нарушение пропорции при смешивании компонентов смеси;
  • Неправильные параметры зажигания (угол подачи и момент подачи смеси);
  • Чрезмерная нагрузка на малых оборотах;
  • Сильный нагрев элементов двигателя и воспламенение от нагара, что является следствием неправильной работы системы охлаждения.

Проверка датчика детонации

проверка датчика детонации
Сигнал DD представляет собой синусоидальную волну с определенной частотой и амплитудой. Датчик не требует питания и не пропускает ток через себя, поэтому его можно проверить обычным мультиметром только на пробой встроенного шунтирующего резистора (защищает схему от короткого замыкания).

Правильная проверка датчика детонации возможна только с помощью осциллографа. Вы можете диагностировать датчики, не снимая их с автомобиля. Для этого подключитесь к сигнальному терминалу и нанесите 3 точных удара металлическим предметом рядом с датчиком. Сигнал должен быть плавным, с четко выраженными затухающими колебаниями. Потеря сигнала указывает на дребезг контактов внутри счетчика.

Видео: Датчик детонации ДД Проверка не снимая с авто

Зажиганием управляет процессор

В предыдущей главе мы обнаружили, что:

  1. Путем «закручивания» угла опережения зажигания до «минимума» можно полностью исключить возникновение детонации;
  2. Постепенно увеличивая этот угол, вы можете увеличить мощность. Но после превышения определенного значения бензин начинает взрываться;
  3. Чем выше октановое число, тем выше пороговое значение и наоборот.

Контроллер занимается настройкой угла опережения впрыскивающего двигателя. Более того, сам «порог», то есть предельное значение, будет выявлен эмпирически. Произошла детонация — значит превышен порог. А чтобы идентифицировать саму детонацию, нужен «микрофон», то есть исправный пьезоэлектрический датчик.

Датчик детонации, его опора

Модуль датчика крепится к блоку цилиндров

также необходимо правильно подключить корпус датчика к двигателю. В противном случае нет смысла его использовать.

Подведем итоги. Выше было полностью разъяснено, для чего нужен датчик детонации двигателя. Также рассказывается о его устройстве, а также о последствиях поломки.

Сломался датчик – ну, и что же?

Если двигатель только что запустился, угол опережения будет установлен на минимум. Затем значение постепенно увеличивается, но только до появления детонации. И если датчик был неисправен, контроллер будет вести себя так:

  1. Значение поднимется до максимума, после чего будет выдержано определенное количество тиков;
  2. Нет стабильного сигнала с датчика — делается вывод о его неисправности;
  3. Угол опережения сразу переводится на минимальные значения. Загорается контрольная лампа.

На первый взгляд все верно: контроллер «просчитал» факт неисправности. Но дело в том, что на шаге 1 двигатель работал в критическом режиме.

Чем чаще вы заводите двигатель с неисправным датчиком, тем быстрее вы можете «заглушить» двигатель. Здесь все очевидно, не так ли?

С неисправным датчиком детонации можно водить сколько угодно. Как уже упоминалось, решающее значение будет иметь количество запусков.

Типичные неисправности

Читатель уже смог понять, как датчик детонации влияет на работу двигателя. Выход из строя этого датчика ни к чему хорошему не приводит — мощность падает и каждый запуск болезненно ощущается двигателем. Примечательно, что датчик детонации также реагирует на удары подвески, не отличая их от детонации топлива. А для исключения «ложных срабатываний» установлен датчик неровной дороги (DND).

Датчик DND, держатель

ДНА жестко прикреплен к корпусу

На неисправность датчика детонации указывает включение контрольной лампы. Если у вас есть бортовой компьютер, попробуйте взломать код:

  • P0324 — ошибки в системе контроля попаданий;
  • P0325 — обрыв или короткое замыкание контактов датчика;
  • P0326 — датчик выдает недостоверный сигнал;
  • P0327 — слишком низкий уровень сигнала;
  • P0328 — слишком высокий уровень сигнала.

Как видите, к неисправностям можно отнести не только отсутствие сигнала, но и его слишком большую амплитуду. Контроллеру необходимо, чтобы сигналы датчиков находились в определенных пределах. В противном случае, видимо, система не будет анализировать форму этих сигналов, что сводится к полному отсутствию датчика.

Особенности V-образных ДВС

В случае выхода из строя одного из датчиков детонации их разъемы необходимо поменять местами. Если доступ к датчикам затруднен, изучите схему подключения. Скорее всего, провода датчика попадут в общий разъем. Отсоединив разъем, можно обмануть блок управления двигателем, установив соответствующие перемычки между вилкой и розеткой».

Удалите ошибки из памяти контроллера ЭСУД, запустите и прогрейте двигатель. Выполните пробную поездку для сброса кода неисправности (индикатор Check Engine на приборной панели).

Если ошибка из банка 1 перешла в банк 2 и наоборот, проблема с проводкой от счетчика к блоку управления отсутствует, и ошибка находится в самом датчике. Если ошибка сохраняется для той же головы, дайте ремню прозвонить на паузу. Для этого используйте мультиметр в режиме омметра. Подключите один из датчиков к проводу разъема на стороне датчика, а второй — к его ответной части, которая идет к ЭБУ. Убедитесь, что сигнальный кабель не замкнут на массу. Для проверки подключите один из щупов к сигнальному выходу разъема датчика, а вторым прикоснитесь к клемме заземления аккумуляторной батареи. Сопротивление открытого провода должно быть больше 20 мОм.

Ремонт или замена

Используются разные типы датчиков, стоимость зависит от марки машины. При необходимости датчик можно заменить самим. Что касается ремонта, как уже было сказано выше, необходимо разбираться в электронной схеме автомобиля.

От чего зависит появление детонации

Детонационное горение часто основывается на трех основных факторах:

  1. Качество бензина и его октановое число. Чем выше октановое число, тем выше его детонационная стойкость.
  2. Конструктивные характеристики двигателя, которые выражаются в геометрии камеры сгорания, в степени сжатия топливовоздушной смеси, в положении свечей зажигания и т.д.
  3. Условия эксплуатации двигателя. В этом случае влияние оказывают текущая нагрузка на двигатель, нагар и степень износа двигателя в целом.

Типы: резонансные и широкополосные

Все датчики внутреннего сгорания можно разделить на:

  • резонансный (стебель);
  • широкополосный (планшет).

Резонансные датчики настроены на частоту микрозвука и поэтому посылают сигнал контроллеру только при его обнаружении. Как и датчик широкополосного типа, он постоянно передает весь спектр шума на блок управления. Это помогает системе получить больше информации и самостоятельно определить соответствующий детонационный шум.

Как диагностировать поломку ДД

Проверить датчик детонации можно своими руками, не прибегая к услугам автосервиса. Для проведения процедуры вам понадобится измерительный прибор — мультиметр. Это комбинация функций амперметра, омметра и вольтметра. В целях проверки установленное на нем сопротивление должно быть около 200 мВ. Датчик подключается к мультиметру, после чего можно диагностировать его текущее сопротивление. Постучав по корпусу проверяемой детали гаечным ключом или другим доступным металлическим инструментом, можно наблюдать увеличение значения сопротивления. Указывает на правильное функционирование элемента.

Есть метод, в котором используется другой измерительный прибор — осциллограф. Осциллограф может получить более точную информацию о сигнале, не снимая датчик детонации. Просто подключите устройство и запустите блок питания. Далее действуйте как при использовании мультиметра: постучите металлическим предметом по корпусу ДД. Детонация должна сработать. Когда он появится, можно сделать вывод, что датчик полностью исправен.

В этом случае можно произвести визуальный осмотр устройства на предмет механических повреждений:

  • Защита двигателя снята;
  • Проводка и экранирующая оплетка проверяются на исключение обрыва цепи, дополнительно уделяется внимание креплению розетки и вилки DD;
  • Проверяется подключение разъема датчика;
  • Состояние контакта диагностируется;
  • Можно использовать вольтметр при условии, что двигатель работает на холостом ходу.

Еще один способ проверки, довольно простой по своей задумке, — это установка нового исправного датчика. При заметном изменении работы двигателя делается вывод о поломке детали. Само устройство довольно простое, поэтому не требует строгого контроля и особого ухода.

Для чего нужен датчик детонации и его виды

На автомобилях с карбюраторными двигателями распределитель сдвигается во избежание появления детонационного процесса. В результате время зажигания немного сдвигается. В более современных силовых агрегатах ручная регулировка угла атаки не допускается, для этого используется электроника. Для предотвращения ложных сигналов датчик детонации изначально настроен на восприятие шума в диапазоне от 25 до 75 герц.

Все контроллеры делятся на два типа: они могут быть резонансными и широкополосными. Первые выполнены в форме бочки, вторые — в корпусе шайбы с разъемом, к которому подключаются два контакта.

Принцип воздействия на зажигание и работу определяется типом регулятора:

  1. Регуляторы резонансного типа изначально настроены на частоту микровзрывов. Следовательно, они отправляют сигналы внутреннему блоку управления только при обнаружении.
  2. Контроллеры широкополосного доступа обнаруживают и передают все помехи на модуль микропроцессора. Последний выполняет обработку полученных импульсов и сам определяет детонационный шум.

Пользователь Игорь Белов объяснил, за что отвечает датчик детонации и какие функции он выполняет в автомобиле.

Последствия выхода устройства из строя

При выходе из строя ДД происходит регулярное детонационное воздействие на силовой агрегат автомобиля. Если не учитывать основные признаки, среди которых нарушение КПД ДВС и снижение динамики, поломка вызовет серьезные последствия. Работа силового агрегата в условиях детонации приводит к быстрому разрушению узлов двигателя. Его продолжительность обычно сокращается. Это способствует оплавлению днища поршня, а также его прожиганию или элементам клапана.

Где располагается ДД

На блоке двигателя между 3-м и 2-м цилиндром. Этот выбор не случаен: это самая горячая точка двигателя и минимальное расстояние от двух цилиндров одновременно. Место крепления датчика также обязательно — чтобы исключить акустический импеданс.

Расположение датчика детонации

Проверка с использованием мультиметра или стрелочного тестера

Прежде всего, вам следует установить характеристическое сопротивление датчика, которое пригодится в вашей модели автомобиля, так как этот показатель отличается друг от друга у разных производителей.

Показатель силы может быть самым неожиданным. Например, автомобили ВАЗ, оснащенные инжекторным двигателем, обладают практически незаметным сопротивлением, что вызвано завышенными показателями. У Nissan и Subaru этот показатель составляет около 550 кОм, а у Hyundai — 5 МОм.

Для проведения теста нужно запастись мультиметром, который будет иметь высокую чувствительность. Также в тесте пригодится торцевой ключ размером «22» или «13», что уже зависит от размера датчика на автомобиле. Для проверки сопротивления мультиметр необходимо установить в режим «сопротивление кОм» и подключить датчик. Если речь идет о двухконтактном датчике, то его следует подключать к клеммам, а если модель однополюсная, то подключение производится к корпусу и к контакту.

Затем слегка прикоснитесь к датчику металлическим предметом. Для этого отлично подойдет отвертка или болт. В этом случае необходимо следить за показателями мультиметра. Если оно отклоняется от значения, указанного в инструкции, датчик неисправен.

Прикосновение датчика к металлическому предмету должно повлиять на изменение показаний мультиметра

Кроме того, тач можно заменить, удерживая сенсор в руке. Этот метод вызывает большие колебания мультиметра и, следовательно, более удобен. Ниже на видео вы можете наглядно изучить процесс проверки датчика мультиметром.

Видео о том, как проверить механизм

Существенных различий в тестировании каждого типа датчика детонации нет.

Помимо мультиметра, для проверки отлично подойдет стрелочный тестер. Этот метод ничем не отличается от предыдущего и имеет тот же алгоритм проверки.

Требуемые инструменты

Для замены датчика детонации требуются инструменты, указанные в таблице ниже.

Таблица — Инструменты и материалы, необходимые для замены датчика детонации

Имя Примечание

Гаечный ключ или головка Размер зависит от используемого ДД и его крепления. Обычно это клавиши с 13 по 21. На некоторых автомобилях доступ к датчику затруднен, поэтому некоторые узлы и детали потребуется разобрать. В этом случае лучше заранее подготовить комплект ключей.
Вороток При работе в стесненных условиях рекомендуется иметь трещотку. На некоторых автомобилях необходимо использовать удлинитель кривошипа.
Гаечный ключ Правильная работа ДД зависит от соблюдения момента затяжки

Трещотка и голова

 

Оцените статью
Блог про Mercedes